Пошук

допомога по пошуку

О компании »  Направления деятельности »  Повышение квалификации по вопросам предотвращение проявлений коррупции »  Аналитическая информация версія для друку
ЗАКОН УКРАИНЫ "О принципах предотвращения и противодействия коррупции"

ЗАКОН УКРАИНЫ

О принципах предотвращения и противодействия коррупции

Данный Закон определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сфере общественных отношений, возмещения нанесенной, в результате совершения коррупционных правонарушений вреда, возобновления нарушенных прав, свободы или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства.

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение сроков

1. В данном Законе сроки употребляются в таком значении:

близкие лица - супруги, деть, родители, родне братья и сестра, дед, баба, внучки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, при условии их постоянного обитания вместе с субъектом, определенным в части первой статье 2 данного Закона, и ведение с им общего хозяйства;

конфликт интересов - реальные или такие, которые кажутся реальными, противоречие между частными интересами лица и ее служебными полномочиями, наличие которых может повлиять на объективность или непредубежденность принятия решений, а также на совершение или несовершение действий в время выполнения предоставленных ей служебных полномочий;

коррупционное правонарушение - преднамеренное деяние, которое содержит признаки коррупции, совершенно лицом, отмеченным в части первой статье 2 данного Закона, за которое законом установлена криминальная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность;

коррупция - использование лицом предоставленных ей служебных полномочий и связанных с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по ее требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ей служебных полномочий и связанных с этим возможности;

неправомерная выгода - денежные средства или другое имущество, преимущества, льгота, услуга материального или невещественного характера, что их обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене, ниже минимальной рыночной, без законных на то оснований.

Статья 2. Субъекты ответственности за коррупционные правонарушения

1. Субъектами ответственности за коррупционные правонарушения является:

1) лица, уполномоченные, на выполнение функции государства или органов местного самоуправления:

а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины и его заместители, Премьер-министр Украины и другие члены Кабинета Министров Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины, по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов;

в) государственные служащие;

г) должностные лица местного самоуправления;

г) военные должностные лица Вооруженной Силы Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований;

д) судья Конституционного Суда Украины, профессиональный судья, народные заседатели и присяжные;

е) лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел, налоговой милиции, государственной криминально исполнительной службы, органов и подразделов гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

є) должностные лица и работники органов прокуратуры, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы;

ж) должностные и служебные лица других органов государственной власти;

2) лица, которые для цели данного Закона приравниваются к лицам, уполномоченным, на выполнение функции государства или органов местного самоуправления:

а) должностные лица юридических лиц публичного права, которые не отмечены в пункте 1 части первой этой статьи, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

б) члены окружных/территориальной и участковой избирательной комиссии;

в) руководители общественной организации, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета;

г) помощники-консультанты народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

г) лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичную услугу (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража, в время рассмотрения коллективных трудовых споров, третейский судья, а также в установленных законом случаях другие лица);

д) должностные лица иностранных государств (лица, которые занимают должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также другие лица, которые осуществляют функцию государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия);

е) должностные лица международной организации (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные, такой организацией действовать от ее имени);

3) лица, которые постоянно или временно занимают должность, связанную с выполнением организационно предписывающих или административно-хозяйственной обязанности, или лица, специально уполномоченные на выполнение такой обязанности в юридических лицах, а также физические лица - предприниматели;

4) должностные лица юридических лиц, физические лица - в случае получения от их лицами, отмеченными в пунктах 1 - 2 части первой этой статьи, или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды;

5) юридические лица - в определенных законом случаях.

Статья 3. Субъекты, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции

1. Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, органы прокуратуры Украины, осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины но законами.

2. Органы государственной власти осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции или принимают участие в их осуществлении в пределах полномочий, определенных законами и другими выданными на их основе нормативно правовыми актами.

3. Координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти относительно предотвращения и противодействия коррупции осуществляет Кабинет Министров Украины.

Формирование государственной антикоррупционной политики, реализацию антикоррупционной стратегии, которая определяется Верховной Радой Украины, а также координацию деятельности центральных органов исполнительной власти по этим вопросам осуществляет специально уполномоченный орган (лицо) по вопросам антикоррупционной политики.

4. Специально уполномоченные субъекты, которые в пределах своей компетенции непосредственно осуществляют мероприятия по выявлению, прекращению и расследованию коррупционных правонарушений (дальше специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции), определяются законом.

Специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции являются специальные подразделы по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка, в Вооруженной Силе Украины, если другое не предусмотрено законом.

Координацию деятельности правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции осуществляют в пределах предоставленных полномочий, определенных законами, Генеральный прокурор Украины и подчинены ему прокуроры.

5. Субъектами, которые принимают участие в предотвращении, выявлении, а в установленных законом случаях и в осуществлении мероприятий по прекращению коррупционных правонарушений, возобновлении нарушенных прав или интересов физических и юридических лиц, интересов государства, а также в информационном и научно-исследовательском обеспечении осуществления мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции, в международном сотрудничестве в этой сфере, есть:

1) уполномоченные подразделы органов государственной власти;

2) местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;

3) предприятия, учреждения, организация, независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные лица, а также граждане, объединение граждан за их согласием.

6. Руководители органов государственной власти, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, юридических лиц, обязанные в пределах своих полномочий принять меру относительно прекращения такого правонарушения и немедленно в письменном виде сообщить о его совершении специально уполномоченному субъекту в сфере противодействия коррупции.

Раздел II
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Статья 4. Ограничения, направленные на предотвращение и противодействую коррупция

1. Лицам, отмеченным в пунктах 1 - 3 часть первой статьи 2 данного Закона, запрещается:

1) использовать свое служебное положение с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе:

а) неправомерный способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидии, субвенции, дотации, кредитов, льготы, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работы и услуги, за государственные средства);

б) неправомерный способствовать назначению на должность лица, которая не имеет преимуществ перед другими кандидатами на эту должность;

в) неправомерный вмешиваться в деятельность других органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц;

г) неправомерный предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием, нормативно правовых актов и принятием решений, утверждением (согласованием) выводов;

2) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики, из спорта, что осуществляются в позаробочий время) непосредственно или через другие лица, если другое не предусмотрено законом;

3) входить, в том числе через другие лица, в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функцию из управления акцией (частью, паями), которая принадлежит государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательному совету), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если другое не предусмотрено законом;

4) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, предоставлять недостоверную или не в полном объеме информацию.

Ограничения, предусмотренные пунктами 2 - 3 части первой этой статьи, не распространяются на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов (кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе), а также на лица, отмеченные в пункте 2 часть первой статьи 2 данного Закона.

2. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять финансирование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную и/или невещественную помощь, безвозмездно выполнять работу, предоставлять услугу, передавать средства и другое имущество, кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Статья 5. Ограничение относительно получения подарков

1. Лицам, отмеченным в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, в связи с выполнением ими функции государства или органов местного самоуправления запрещается принимать подарки, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом и другими законами.

2. Лица, отмеченные в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, могут принимать личные подарки, которые отвечают общепризнанным представлением о гостеприимстве, при условии, что стоимость одного подарка не превышает размер одной налоговой социальной льготы.

3. Лица, отмеченные в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, передают органу государственной власти, организации, или другому юридическому лицу, где они работают, подарки, полученные в время проведения официальных мероприятий, в трехдневный срок в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 6. Ограничение относительно работы близких лиц

1. Лица, отмеченные в подпунктах "а" "в" - "ж" пункту 1 и подпунктах "а" - "б" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона (кроме народных заседателей и присяжных), не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.

Лицо, отмеченное в подпунктах "а" "в" - "ж" пункту 1 и подпунктах "а" - "б" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона (кроме народных заседателей и присяжных), обязанная сообщить руководство органа, на должность в котором она претендует, о работающих в этом органе близких ей лиц.

2. В случае возникновения обстоятельств, которые нарушают требования части первой этой статьи, соответствующие лица, близкие им лица, принимают меру относительно устранения таких обстоятельств в пятнадцатьдневной срок. Если в данный срок эти обстоятельства добровольно не устранены, соответствующие лица и/или близкие им лица в месячный срок подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, которая исключает непосредственное подчинение.

В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит освобождению из занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, которое регулирует вопрос добропорядочного поведения лиц, уполномоченных, на выполнение функции государства, органов местного самоуправления.

3. Лицам, отмеченным в подпунктах "а" "в" - "ж" пункту 1 и подпунктах "а" - "б" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона (кроме народных заседателей и присяжных), запрещается принимать участие в работе коллегиальных органов в время рассмотрения вопросов относительно назначения на должность близких им лиц и в любой другой способ влиять на принятие такого решения.

Статья 7. Ограничения относительно лиц, которые освободились из должности или прекратили деятельность, связанную с выполнением функции государства, органов местного самоуправления

1. Установленные данным Законом или другими законами ограничения относительно лиц, отмеченных в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, сохраняются в течение двух лет после освобождения таких лиц из должности или прекращения ими в установленном порядке деятельности, связанной с выполнением функции государства, органов местного самоуправления, за условия если обязанность этих лиц на новой должности в частном секторе непосредственно связанные с функцией, которая выполняла лица, состоя в предыдущей должности.

Статья 8. Ограничения относительно юридических лиц, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения

1. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, юридические лица публичного права, юридические лица, которые финансируются из государственного или местного бюджета, не могут предоставлять юридическим лицам, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, средства и имущество, в течение пяти лет с дня набирания решением суда законной силы.

Юридическим лицам, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, в течение пяти лет с дня набирания решением суда законной силы запрещается осуществлять деятельность от имени государства или любую другую деятельность из предоставления государственной услуги на договорных принципах.

2. Кабинет Министров Украины определяет порядок накопления и предания огласке информации о юридических лицах, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения.

Статья 9. Специальная проверка относительно лиц, которые претендуют на занимание должности, связанной с выполнением функции государства или органов местного самоуправления

1. Относительно лиц, которые претендуют на занимание должности, связанной с выполнением функции государства или органов местного самоуправления, проводится специальная проверка, в том числе относительно сведений, поданных лично.

Организация проведения специальной проверки полагается на руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, на занимание должности в котором претендует лицо.

До проведения специальной проверки привлекаются специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции, а в случае потребности - другие центральные органы исполнительной власти.

2. Специальной проверке подлежат сведения о:

1) привлечение лица к криминальной ответственности и ответственности за коррупционные правонарушения;

2) достоверность информации о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом, относительно лица, которое претендует на должность, и близкие ей лица;

3) наличие у лица и близких ей лиц корпоративных прав;

4) лицо, которое претендует на занимание должности, в том числе о состоянии ее здоровья, образовании, наличии научной степени, ученого звания, повышения квалификации.

3. Специальная проверка проводится в пятнадцатьдневной срок за письменным согласием лица, которое претендует на занимание должности, отмеченной в пункте 1 и подпунктах "а" - "г" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона.

В случае отсутствия отмеченного согласия вопроса относительно такой кандидатуры не рассматривается.

Положение относительно организации проведения специальной проверки утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Финансовый контроль

1. Лица, отмеченные в пункте 1 и подпунктах "а" - "г" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона, обязанная подавать сведения о имуществе, доходах, расходах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом, в порядке и объемах, определенных законами и другими выданными на их основе нормативно правовыми актами.

Порядок предания огласке отмеченных сведений определяется законом.

2. В случае открытия валютного счета в учреждении банка-нерезидента лицо, отмеченное в пункте 1 и подпунктах "а" - "г" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона, обязанная в десятидневный срок в письменном виде сообщить о этом орган государственной налоговой службы по месту жительства с указанием номера счета и местонахождение банка-нерезидента.

3. Лицо, которое претендует на занимание должности, отмеченной в пункте 1 и подпунктах "а" - "г" пункту 2 часть первой статьи 2 данного Закона, к назначению или избранию на соответствующую должность подает в установленном законодательством порядке сведения о имуществе, доходах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом.

В случае неподачи или представления недостоверных сведений отмеченное лицо не может быть назначено (избранная) на соответствующую должность, а назначенное лицо подлежит освобождению, если другое не предусмотрено Конституцией Украины.

Статья 11. Кодексы поведения

1. Общие требования к поведению лиц, отмеченных в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, которой они обязаны руководствоваться в время выполнения своих служебных полномочий, основания, и порядок привлечения к ответственности за нарушение этих требований устанавливаются законом.

2. Законодательством, которое определяет организацию и порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставления отдельных видов государственной услуги или деятельности категории лиц, уполномоченных, на выполнение функции государства, органов местного самоуправления, могут устанавливаться специальные требования относительно поведения таких лиц.

3. Государство способствует закреплению нормы профессиональной этики и других требований относительно осуществления отдельных видов деятельности в кодексах поведения предпринимателей, представителей соответствующей профессии.

Статья 12. Урегулирование конфликта интересов

1. Лица, отмеченные в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, обязанная принять меру относительно недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Законы и другие нормативно правовые акты, которые определяют полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, порядок предоставления отдельных видов государственной услуги и осуществления других видов деятельности, связанной с выполнением функции государства, органов местного самоуправления, должны предусматривать порядок и пути урегулирования конфликта интересов.

Статья 13. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно правовых актов

1. С целью выявления в проектах нормативно правовых актов нормы, которая может способствовать совершению коррупционных правонарушений, разрабатывания рекомендации, относительно их устранения специально уполномоченный орган (лицо) по вопросам антикоррупционной политики проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативно правовых актов.

Порядок и методология проведения антикоррупционной экспертизы и порядок предания огласке ее результатов определяются Кабинетом Министров Украины.

Результаты антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению в время принятия решения относительно издания соответствующего нормативно правового акта.

2. Антикоррупционной экспертизе подлежат:

проекты законов Украины;

проекты актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центрального органа исполнительной власти, по решению соответственно Президента Украины, Кабинета Министров Украины, обращением центрального органа исполнительной власти.

3. По инициативе физических лиц, объединений граждан, юридических лиц, может проводиться общественная антикоррупционная экспертиза проектов нормативно правовых актов.

Проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно правовых актов и предания огласке ее результатов осуществляются за счет соответствующих физических лиц, объединений граждан, юридических лиц или других источников, не запрещенных законодательством.

Статья 14. Требования относительно прозрачности информации в частной сфере

1. Не является конфиденциальной и не может составлять коммерческую или банковскую тайну информация о:

1) размеры, виды благотворительной и другой помощи, которая предоставляется физическим и юридическим лицам или получается от их лицами, отмеченными в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона;

2) размеры, виды вознаграждения, которые получают лица, отмеченные в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, а также правочини, связанные с получением подарков этими лицами или близкими им лицами;

3) трудоустройство, выполнение работы, предоставления услуги, за гражданско-правовыми соглашениями близким лицам лиц, отмеченных в пунктах 1 - 2 часть первой статьи 2 данного Закона, если другое не предусмотрено законом.

Раздел III
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Статья 15. Участие общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции

1. Объединения граждан и их члены или уполномоченные представители, а также отдельные граждане в деятельности относительно предотвращения, выявления и противодействия коррупционным правонарушением, могут (кроме случаев, когда это отнесено законом к исключительной компетенции специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции):

1) принимать участие в деятельности относительно выявления фактов совершения коррупционных правонарушений и установления лиц, которые их совершили, в пределах полномочий, определенных законом;

2) сообщать о обнаруженных фактах совершение коррупционных правонарушений специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, другим органам, отмеченным в статье 3 данного Закона, руководству и коллективу предприятия, учреждения, или организация, в которой были совершенны эти правонарушения, а также общественности;

3) спрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о деятельности относительно предотвращения и противодействия коррупции;

4) проводить, заказывать проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно правовых актов, подавать за результатами экспертизы предложения к соответствующим органам государственной власти или органов местного самоуправления;

5) принимать участие в открытых парламентских слушаниях по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

6) вносить предложения субъектам права законодательной инициативы относительно совершенствования законодательной регуляции отношений, которые возникают в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

7) проводить, заказывать проведение исследований, в том числе научных, социологических и тому подобное, по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

8) проводить мероприятия по информированию населения по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;

9) осуществлять общественный контроль за соблюдением законов, направленных на предотвращение и противодействую коррупция, с использованием при этом такой формы контроля, которая не противореччит действующему законодательству.

2. Объединению граждан, физическому, юридическому лицу, не может быть отказано в предоставлении доступу к информации относительно компетенции субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, и основным направлениям их деятельности.

3. Законопроекты и проекты других нормативно правовых актов, которые предусматривают предоставление льготы, преимуществ, отдельным субъектам ведения хозяйства, а также делегирования функции, полномочий органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, в том числе негосударственной организации, с целью их общественного обсуждения подлежат опубликованию в официальных изданиях Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины в десятидневный срок с дня их внесения субъектом права законодательной инициативы, но не позже, чем в семидневный срок к дню их рассмотрения.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обобщать результаты общественного обсуждения законопроектов и других нормативно правовых актов, которые предусматривают предоставление льготы, преимуществ, отдельным субъектам ведения хозяйства, а также делегирования функции, полномочий органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, негосударственной организации, и обнародовать их в средствах массовой информации.

Статья 16. Информирование общественности о мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции

1. Специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции в пределах соответствующего административно-территориального образования и в государстве в целом обязанные ежегодно не позже 10 февраля обнародовать информацию о употребленных мероприятиях по противодействию коррупции и о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

2. Специально уполномоченный орган (лицо) по вопросам антикоррупционной политики ежегодно не позже 1 апреля готовит и обнародовал в определенном Кабинетом Министров Украины порядка отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции.

В отчете должны отображаться такие сведения:

1) статистические данные о результатах деятельности специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции с обязательным указанием таких показателей:

а) количество лиц, относительно которых составлены протоколы о совершении коррупционных правонарушений;

б) количество лиц, относительно которых набрал законной силы обвинительный приговор суда или на которых наложено административное взыскание за коррупционное правонарушение;

в) данные отдельно за категорией лиц, отмеченных в части первой статье 2 данного Закона, и за видами ответственности за коррупционные правонарушения;

г) данные о размерах нанесенных коррупционными правонарушениями убытков, состояние и объемы их возмещения;

2) обобщенные результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативно правовых актов;

3) информация о результатах выполнения органами государственной власти мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции, в том числе в рамках международного сотрудничества;

4) результаты социологических исследований, которые проводятся государственными и негосударственными научно-исследовательскими учреждениями, по вопросам распространения коррупции.

Статья 17. Государственная защита лиц, которые оказывают помощь в предотвращении и противодействии коррупции

1. Лица, которые оказывают помощь в предотвращении и противодействии коррупции, находятся под защитой государства.

Государство обеспечивает осуществление правоохранительными органами правовых, организационно технических и других мероприятий, направленных на защиту от противоправных посягательств на жизнь, жилье, здоровье и имущество лиц, которые оказывают помощь в предотвращении и противодействии коррупции, а также близких им лиц.

2. Государственная защита лиц, которые оказывают помощь в предотвращении и противодействии коррупции, осуществляется в соответствии с Закону Украины "О обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие в криминальном судопроизводстве".

Раздел IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья 18. Виды ответственности за коррупционные правонарушения

1. За совершение коррупционных правонарушений лица, отмеченные в части первой статье 2 данного Закона, привлекаются к криминальной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

2. Сведения о лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок с дня набирания соответствующим решением суда законной силы, привлечения, к гражданско-правовой ответственности, наложения дисциплинарного взыскания заносятся к Единственному государственному реестру лиц, которые совершили коррупционные правонарушения.

Статья 19. Особенность освобождения из работы лиц, которые совершили коррупционные правонарушения

1. Лицо, относительно которого вынесено постановление о привлечении как обвиняемой в совершении преступления в сфере служебной деятельности или составлен протокол о совершении административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушениями ограничений, предусмотренных пунктами 1 - 3 часть первой статьи 4, статьей 5 данного Закона, в том числе в юридических лицах частного права, подлежит отстранению от выполнения полномочий на должности в порядке, определенном законом, к рассмотрению дела судороги, если другое не предусмотрено Конституцией Украины.

2. Досрочное прекращение полномочий лица на выборной должности, освобождение лица от должности, которая осуществляется Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, освобождения, из военной службы военного должностного лица, которая привлечена к ответственности за коррупционное правонарушение, проводится в соответствии с законодательством.

Другие лица, которые привлечены к криминальной или административной ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушениями ограничений, предусмотренных пунктами 1 - 3 часть первой статьи 4, статьей 5 данного Закона, подлежат освобождению из соответствующей должности в трехдневный срок с дня набирания решением суда законной силы, если другое не предусмотрено законом.

3. О освобождении лица от должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушениями ограничений, предусмотренных пунктами 1 - 3 часть первой статьи 4, статьей 5 данного Закона, руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, в трехдневный срок в письменном виде сообщает суд, который постановил обвинительный приговор или принял постановление о наложении административного взыскания за коррупционное правонарушение, и специально уполномочен центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной службы.

4. С целью выявления причины и условий, которые способствовали совершению коррупционного правонарушения, или невыполнения требований данного Закона, по предоставлению специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции, по решению руководителя лица, которое совершило такое правонарушение, проводится служебное расследование в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

5. Ограничение относительно запрещения лицу, освобожденному из занимаемой должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, заниматься деятельностью, связанной с выполнением функции государства, органов местного самоуправления, или такой, которая приравнивается к этой деятельности, устанавливается исключительно за мотивируемым решением суда, если другое не предусмотрено законом.

Раздел V
УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 20. Возмещение вреда, нанесенного государству в результате совершения коррупционного правонарушения

1. Шкода, нанесенная государству в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Статья 21. Незаконные нормативно правовые акты и правочини

1. Нормативно правовые акты, решения, принятые в результате совершения коррупционного правонарушения, могут быть отменены органом или должностным лицом, уполномоченными, на принятие или отмену соответствующих актов и решений, или признанные незаконными в судебном порядке по заявлению заинтересованных физических лиц, объединений граждан, юридических лиц, прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

2. Правочин, заключенный в результате коррупционного правонарушения, является никудышным.

Статья 22. Возобновление прав и законных интересов и возмещения убытков, нанесенных физическим и юридическим лицам в результате совершения коррупционного правонарушения

1. Физические и юридические лица, права которых нарушены в результате совершения коррупционного правонарушения, которые испытали моральный или имущественный вред, имеют право на возобновление прав, возмещения убытков, в установленном законом порядке.

2. Убытки, нанесенные физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, возмещаются из Государственного бюджета Украины в установленном законом порядке.

Государство, Автономная Республика Крым, орган местного самоуправления, которые возместили убытки, нанесенные субъектом, который осуществляет мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, имеют право обратного требования (регрессу) к лицу, которое нанесло вред, в размере выплаченного возмещения, если обвинительным приговором суда, который набрал законной силы, в действиях этого лица установлен состав преступления.

Статья 23. Исключение незаконно полученного имущества

1. Средства и другое имущество, полученные в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежат исключению в установленном законом порядке, а стоимость незаконно полученной услуги и льготы взысканию в интересах государства.

Раздел VI
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Статья 24. Контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции осуществляется Верховной Радой Украины непосредственно, а также Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, органами государственной власти в пределах их полномочий в установленном законом порядке.

2. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, осуществляя контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции, ежегодно не позже 15 апреля представляет Верховной Раде Украины доклад о состоянии предотвращения и противодействия коррупции в Украине, которая подлежит опубликованию в официальных изданиях Верховной Рады Украины.

Статья 25. Общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Общественный контроль за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции осуществляется на основании и в порядке, определенном данным Законом и другими законами.

Статья 26. Прокурорский надзор

1. Надзор за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Раздел VII
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 27. Международное сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Украина в соответствии с заключенными ею международными договорами осуществляет сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия коррупции с иностранными государствами, международной организацией, которая осуществляет мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции.

2. Правовая помощь и другие виды международного сотрудничества по делам о коррупционных правонарушениях осуществляются компетентными органами в соответствии с законодательством и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 28. Международные договоры Украины в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. В случае, если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о предотвращении и противодействую коррупция, применяются правила международных договоров.

Статья 29. Международный обмен информацией в сфере предотвращения и противодействия коррупции

1. Компетентные органы Украины могут предоставлять соответствующим органам иностранных государств и получать от их информацию, в том числе с ограниченным доступом, по вопросам предотвращения и противодействия коррупции с сдержкой требований законодательства и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Предоставление органам иностранных государств информации по вопросам, связанным с предотвращением и противодействием коррупции, возможное лишь в случае, если эти органы и соответствующий компетентный орган Украины могут установить такой режим доступа к информации, который делает невозможным раскрытие информации для другой цели или ее разглашения в любой способ, в том числе путем несанкционированного доступа.

Статья 30. Мероприятия по возвращению в Украину доходов, полученных в результате коррупционных правонарушений, и распоряжения изъятыми доходами, полученными в результате коррупционных правонарушений

1. Украина осуществляет мероприятия по возвращению в Украину средств и другого имущества, полученных в результате коррупционных правонарушений, и распоряжается этими средствами и имуществом в соответствии с законодательством и международными договорами Украины.

Раздел VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Закон вступает в силу с дня его опубликования и вводится в действие с 1 января 2010 года.

2. Признать такими, которые теряют действие с 1 января 2010 года:

Закон Украины "О борьбе с коррупцией" (Сведения Верховной Рады Украины, в 1995 г. N 34, ст. 266; 1997 г., N 19, ст. 136; 1998 г., N 26, ст. 149; 1999 г., N 16, ст. 97, N 26, ст. 213; 2000 г., N 24, ст. 185; 2002 г., N 40, ст. 289, N 43, ст. 315; 2003 г., N 29, ст. 233; 2005 г., N 16, ст. 263; 2006 г., N 32, ст. 272; 2007 г., N 9, ст. 67);

Постановление Верховной Рады Украины от 5 октября 1995 года "О порядке введения в действие Закона Украины "О борьбе с коррупцией" (Сведения Верховной Рады Украины, в 1995 г. N 34, ст. 267).

3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок с дня вступления в силу данным Законом:

внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно проекта антикоррупционной стратегии и приведения законодательных актов в соответствие с данным Законом;

обеспечить принятие нормативно правовых актов, предусмотренных данным Законом;

привести свои нормативно правовые акты в соответствие с данным Законом;

обеспечить приведение в соответствие с данным Законом нормативно правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти.

 

Президент Украины

В. ЮЩЕНКО

м. Киев
11 июня 2009 года
N 1506-VI

 


 

Територіальні підрозділи

Авторизація

Логін
Пароль
Зареєструватися » 

Архів